15:24 08.07.2011

Автор: Митрофанов Владимир

Футбольная Национальная Лига Cезон 2011/12, Динамо, Валерий Петраков

Валерий Петраков: Нужно правильно играть и думать на поле

Наставник брянского "Динамо" уверен, что его команде под силу обыграть более именитых соперников.

Корреспондент OneDivision.ru встретился с главным тренером брянского "Динамо" Валерием Петраковым на загородной базе клуба. Позади у наставника бело-голубых полтора месяца работы в родном городе. Только-только у болельщиков "Динамо" появился повод для сдержанного оптимизма – команда выиграла два матча и местами показала неплохую игру. Но работы впереди уйма. Кабинет главного тренера завален дисками с матчами соперников и играми потенциальных новичков клуба. На столе Валерия Петракова – рабочий беспорядок – тактические схемы, технические данные и профайлы футболистов.

– Валерий Юрьевич, исходя из увиденного, сразу возник вопрос: много ли "Динамо" нужно новичков?
– Нет, не много. Нужен центральный защитник, полузащитник атакующего плана, а также нападающий – только из-за того, что надолго выбыл Артур Малоян.

– Можете сразу удивить фамилиями?
– Нет, конечно. Зачем же раскрывать карты? Когда будет что-то реальное, тогда объявим. Соперники тоже ведь работают. Мы провели определенную работу, надо довести ее до ума.

– Тогда просто скажите, чтобы слегка заинтриговать болельщиков: люди нужны опытные?
– Конечно! Игроков на перспективу у нас было много. Но никакой перспективы не было. Пятерых мы уже отчислили. Больше никого убирать не собираемся.

– Можете с уверенностью сказать, что ребята способны на большее, чем просто биться в каждом матче с равными шансами?
– У нас есть костяк из семи-восьми опытных футболистов. Это Саша Фомичев, капитан команды, Саша Димидко, Владимир Кузьмичев. Приходит постепенно в себя после травмы Рустем Калимуллин. У нас хорошие вратари. Считаю, постоянно прибавляет Слава Дмитриев. Намного интереснее сейчас стал действовать Альмир Мухутдинов. Это я сходу назвал, не всех. Если к ним прибавить еще два-три игрока добротных, думаю, получится очень приличная команда. Мы работаем в этом направлении. Не так, чтобы набрать футболистов на полгода, а потом разогнать и набрать новых. Нам нужен стабильный состав.

– Попасть в восьмерку реально?
– Мы должны там быть. Если усилимся – все в наших руках. Хотя календарь непростой, но вполне можно и нужно решать поставленную задачу.

– Как получилось, что команда готовится все межсезонье, потом играет несколько месяцев, а коллектив оказывается "разобранным"?
– Мне не хочется дискутировать о том, что было до меня. Но если команда пришла к старту не в оптимальной форме, наверно, были допущены просчеты. Я смотрел игру в Новосибирске и понимал, что команда находится в какой-то яме – психологической и функциональной. Поэтому наши первые шаги были направлены на то, чтобы немного встряхнуть коллектив. Мне в этом плане очень помогают Олег Сергеевич Гарин и Юрий Валентинович Перескоков. Нужно было не только нагрузить футболистов, но и немножко микроклимат поправить. У нас было много бесед, разговоров. Определили, кто нужен, а кто не нужен. Зачем команде 27 человек? Держать балласт мы не намерены, да и денег никаких на это не хватит.

– После неудач в домашней серии не было желания махнуть на все рукой?
– Нет, конечно! Это же родина моя! Здесь на стадион приходят мои друзья, знакомые. Да все поддерживают! Во время неудач я не слышал никаких оскорблений с трибун. Наоборот, нас поддерживают. Надо отдать должное президенту клуба Евгению Геннадьевичу Калакуцкому. Он не нагнетал обстановку. Дал команде успокоиться, работать. Никакой паники не было. Это важно.

– Проще ли вам работать в родном городе? Есть возможность переключиться с футбола на что-то другое, отдохнуть психологически?
– Я был постоянно здесь, на базе. Первый месяц вообще никуда не выбирался. Друзья иногда приезжают, забирают меня посидеть в ресторане, поужинать. После прошлой игры впервые выбрался на рыбалку – ее Виктор Иванович Лагутин организовал. Сварили уху, развеялись, душевно посидели. В Брянске есть отличные места, я даже не знал о них. Психологическая разгрузка нужна не только игрокам. Столько всего навалилось…

– Есть ли у вас еще какие-то увлечения помимо футбола?
– В принципе, нет. Жена и дочь у меня в Москве. Вот сын приехал в команду. Думаю, у него очень неплохая перспектива заявить о себе, помочь нам.

– Сейчас клубам предстоит непростой отрезок – перерыв в первенстве, во время которого можно внести кардинальные изменения в игру. Будете ли что-то основательно менять?
Конечно. Болельщик в Брянске искушенный, думаю, все и так видят, что нужно менять. Проблемы у нас на лицо. Меня до сих пор не устраивает оборона. Много ошибок. Хочется, чтобы мы более зрелищно и тонко играли в полузащите, чтобы завязывалась игра. В последних матчах уже что-то подобное было, но отрезками. А должно быть на постоянной основе. Я считаю, что мы забиваем недостаточно много, поэтому мы должны и можем увеличить результативность. В каждую линию нужно вносить коррективы, ускорять игру. У нас еще нет быстрого перехода в атаку. Вот отыграем два ближайших матча, немного отдохнем, а с 23 июля соберемся и начнем основательно работать. Два дня в Брянске будем, а потом переедем в Латвию. Думаю, что там уже добавятся новички.

– На пресс-конференциях вы проходитесь по персоналиям, хотя многие наставники обычно не конкретизируют, кто именно плохо играл. Это ваш принцип – говорить публично, в том числе и неприятные вещи?
Да. Я не люблю людям льстить. Как я буду выглядеть в глазах игроков, если человек сыграл плохо, а я буду говорить, что он в порядке? Это нонсенс. Я за то, чтоб все говорить прямо. Может, поначалу на меня кто-то обижался. Люди же все разные. Если футболист плохо отыграл, я ему говорю – плохо! А если хорошо, я ему говорю: "Молодец", – и жму руку.

– К примеру, кого за последнее время вы похвалили?
Похвалил Славу Дмитриева. Две последние встречи он провел прилично. Представился шанс, и Дмитриев его использовал. Он выпал в Сочи на 15 минут, но потом собрался и прилично сыграл. Эдин Юнузович хорошо сработал. Как он вначале тренировался и как сейчас – это небо и земля. Но я досконально его не знаю, не могу сказать, что будет дальше. В тех командах, где ранее работал, я знал игроков и был уверен, что ниже определенного уровня они не опустятся.

– А бывают решения, о которых потом жалеете?
– Бывают, наверно. Вы же знаете, как говорят: выигрывает команда, а проигрывает – тренер. Когда проигрываешь, постоянно думаешь, что не так сделал, что бы изменил, если отмотал пленку назад. Здесь, в Брянске, ставил не на ту позицию Оливейру и сейчас об этом жалею. Ошибки бывают, от этого никуда не уйдешь.

– На пресс-конференции вы говорили, что у многих футболистов, с которыми играли, жизнь после игровой карьеры не сложилась…
– Когда вижу наших ребят, с которыми начинал, когда пришел в команду, жутко переживаю. А многих еще и не видел. Вот тренера своего первого Анатолия Александровича Солдатова еще не видел. Витя Лагутин работает в команде, а Владимира Фроленкова вижу нечасто. Не видел Юру Фетисова, Славу Перфильева. Я знаю, что эти люди не шикарно, прямо скажем, живут. А Владимир Навроцкий вообще лежит наполовину парализованный. А люди столько отдали брянскому "Динамо"… Мы, пацаны, по ним равнялись. А сейчас некому помочь этим людям. Но я постараюсь сделать все возможное. Выходил и на руководство области. Есть задумка сделать матч ветеранов – если нужно, привезем наших именитых футболистов-ветеранов, надо будет – и основная команда "Динамо" выйдет, сыграет. Помочь ветеранам необходимо. Главное – сделать первый шаг. Дай бог, дальше все получится.

– Мой взгляд постоянно падает на ваш стол, на бумаги с названием "Шинник". Можно ли с такой командой бороться? Она сейчас выглядит сильнее "Динамо"?
– Ну да, ярославская команда намного опытнее. У нее сбалансированный состав во всех линиях, но многое в матче будет зависеть и от нашей игры.

– То есть, когда брянское "Динамо" в порядке, соперник не так уж и страшен?
Думаю, да. Сейчас у нас нормальное психологическое состояние. Мы вполне способны хорошо играть.

– Какая задача на предстоящую игру с "Кубанью"? Или вы остановитесь на том, что привезли команду премьер-лиги и не будете ставить на игру с ним никаких задач?
– Нет, ни в коем случае. Я выхожу на поле только победить. С такими командами нужно правильно играть. На такой поединок просто больше будет даваться немного больше заданий. У "Кубани" игроки на голову сильнее наших, поэтому первоначально нужно "убрать" все ее сильные стороны, а потом и свои проявить. Важно, как ребята сыграют с Траоре, ведь у него очень трудно вверху выиграть, как – с Куликом. Румын у них есть очень сильный – Букур. Нужно подравнять сильные стороны и сыграть организованно.

– "Динамо" всегда будет действовать по какой-то одной схеме или она может меняться?
Нет, одной схемы не будет. Просто мы зависим от подбора игроков, поэтому сейчас не можем перейти на игру с двумя нападающими и работаем по схеме 4-3-3. Она более упрощенная, заточенная на оборону. У нас должны грамотно играть линейные хавы, постоянно нужно насыщать середину поля. Но когда будет у нас хороший второй нападающий, мы можем эту схему изменить.

– Допускаете ли вы такую ситуацию, когда игрок является лишь творцом на поле и никакой черновой работой не загружен?
– Время такого футбола проходит. Сейчас любой игрок, даже нападающий, должен правильно выполнять оборонительные функции на чужой половине поля. Свободных художников уже нет. Раньше, например в 1966 году – Валентин Козьмич тоже рассказывал об этом – два человека играют в середине поля и у команды есть четыре нападающих. Поэтому и счета такие были – 7:3. Сейчас все немного изменилось.

– А можно ли заставить всех "пахать"?
– А почему нет? Если бы у нас был нападающий, который за матч забивает по три мяча, я бы согласился освободить его от черновой работы. Я бы сам ему сказал – стой, мы за тебя отработаем. Но такого игрока нет, и я такое себе позволить не могу.

– В прошлом году "Динамо" было самой "веселой" командой. Если сложить пропущенные и забитые мячи, то у брянцев получится наибольшой показатель. В связи с этим вопрос: победа с каким счетом вам ближе – 4:3 ближе или 1:0?
– Я понимаю, что для болельщиков лучше 4:3. Но, если б мы вели 4:0 и пропустили три мяча, по-любому защитникам досталось бы на орехи. А когда 1:0 – это более правильная игра, хотя, достанется нападающим.

– Давайте обратимся к конкретному эпизоду в матче с "Жемчужиной-Сочи", когда "Динамо" попустило после забегания Смольникова. Чья вина в пропущенном мяче?
– Была диагональная передача на 40 метров. Сорокин мяч этот не остановил, и тот ушел в аут. У него было достаточно времени вернуться. Не пошел. Было еще 4-5 передач. Но я на теории им сказал: такого не бывает, чтобы один человек ошибся и нам забили гол. Этому всегда предшествует череда ошибок. Вот у нас тогда было 4 ошибки. Че-ты-ре! Две конкретных, две позиционных. Первая – Сорокин не вернулся за Смольниковым. Вторая – Шляков не успел переместиться на длинную передачу. Мяч летел метров 30-40. Это 3 секунды! За это время игрок может пробежать 30 метров! Он дал сопернику принять мяч, не вступил в отбор. Далее центральные защитники ошиблись. Денисов должен был просто стоять и ждать этот прострел, а он куда-то делся. И последняя ошибка. У Славы Дмитриева за спиной игрок. Фомичев уже бросил своего и пошел играть по мячу, он не был виноват. А Слава должен был бросить своего и пойти брать игрока Фомичева. Вот поэтому я и говорю, что не бывает пропущенного мяча из-за одной ошибки.

– Вы много внимания уделяете теории?
– Да, много.

– А допускаете возражения от футболистов?
– Конечно. Я должен знать, почему он так сыграл, что у него было на тот момент в голове. Нужно правильно играть и думать на поле.

– Что вас порадует осенью, на финише первой части чемпионата?
– Порадует, если мы попадем в восьмерку, а потом там наделаем шороху.

Фото: Алексей ВОЛОДИН

Комментарии (23)

Для того, чтобы оставить комментарий нужно зарегистрироваться или авторизоваться.

#23 SkyDiver 20:24 10.07.11

Юлий Цезарь
бред пишешь...

#22 Юлий Цезарь 14:39 10.07.11

Макс, конечно хороший игрок, но как и говорят понимающие ребята, действительно на два тайма его и близко не хватает. А, вот на 20-30 минут его вполне можно(да и нужно) выпускать. А, насчёт Валерия Петракова- последние два матча, 11 и 18 июля точно определят его тренерские возможности. Успехов тебе Валерий!!!!

#21 raptus 09:26 09.07.11

Второй круг покажет все прав или не прав.

#20 Динамо 32 23:17 08.07.11

Валера великий тренер.

#19 Groale 23:02 08.07.11

Вью понравилось,как и затронутые проблемы. Пока воздержусь комментировать "сложные" и острые углы

#18 shaitanama 22:30 08.07.11

SkyDiver Вот ты заладил Ромащенко Ромащенко человека с трудом хватает на один тайм,а ты тут ему чуть ли не памятник поставил,возраст у него уже не тот,физики не хватает,отсюда и напрашивается скамейка,на второй тайм на замену для остроты сойдёт,но не более...

#17 Crawler 20:36 08.07.11

Я, наверное, не в тему большинству... но больше всего в интервью меня поразил абзац о ветеранах. Поимённо о людях, которые закончили играть 30-40 лет назад. Моё уважение к Петракову возросло в геометрической прогрессии.

#16 skvorec 19:31 08.07.11

Хороший ты тренер или не хороший,нужно доказывать на протяжении всей тренерской карьеры! А вот хороший ты человек или нет-это нужно судить по действиям человека и отношению к людям,в данной ситуации,к футболистам! И если подвести итог первого круга,то Кузьмичев в костяке команды присутствовать ни как не может..! Видимо есть какие-то личные отношения..! Что касается последних двух побед,по ним пока судить рано работу Петракова..., так как игра с Жемчужиной была не совсем "чистой".... А в целом я желаю Петракову и нам удачи... будет результат,простим все!!!

#15 SkyDiver 18:27 08.07.11

14 BJlaD
Время рассудит кто тренер а кто нет. Пока что Петракову нечем гордится. Три очка попрежнему отделяют нас от 18 места.

#14 BJlaD 18:13 08.07.11

Строительство

#13 BJlaD 18:12 08.07.11

SkyDiver, я ни слова плохого про Макса не сказал.
Ты тоже хорош! Сначала хотел Смирнову дать три года на стоитейятсво команды, а теперь цепляешься к каждому слову Петракова. Хотя бы сравни их работу, или хотя бы интервью. И будет понятно, кто ТРЕНЕР, а кто фишки тренировке расставлять только может.

#12 SkyDiver 18:04 08.07.11

#11 BJlaD
Твой негатив к Смирнову ясен. Не ясно почему ты так резко отзываешся о Ромащенко?

#11 BJlaD 18:00 08.07.11

Да, Муха стабильно плохо играл при Смирнове, потому что в команде не было тренера способного объяснить его действия на поле. Сейчас такой есть. По двум матчам видно многое, после Факела и Торпедо было видно, что Смирнов не тренер. И мы тупо потеряли целый круг с ним. После игры с Лучом было понятно, что Петраков разобраться с его косяками (смирновскими) сможет.
Ромашу шанс был предоставлен в 4х домашках, в которых, Петраков пытался выстроить всю игру через него. Тогда не получилось, а теперь он нашел ему место на лавке. Я уверен, он в дальнейшем разберется как его использовать со сто процентной пользой. Но согласится ли сам Макс с отведеной для него ролью, вопрос.

#10 SkyDiver 17:46 08.07.11

BJlaD
Если мы так играть будем как с Торпедо и Сочи, то нах Ромаш вообще в команде нужен
??? Я удивляюсь над тобой.... Человек на себе вытянул весь первый круг а теперь нах??? Ну ты даешь. А Муха кстати всегда играл стабильно хорошо и при Смирнове.Сказал бы он про Сорокина что составляет костяк? Не пойму почему Кузя??? Может самооценку поднять? А ты по двум выигранным матчам судишь про Макса???

Отредактировано пользователем SkyDiver, 18:00 08.07.11

#9 BJlaD 17:37 08.07.11

SkyDiver, действительно, Смирнова вернуть надо.
Это у него "в команде атмосфера хорошая, все молодцы у всех все получается, только не везет немного"
А здесь "надо работать и прибавлять".
Если мы так играть будем как с Торпедо и Сочи, то нах Ромаш вообще в команде нужен. Смотри, как Мухутдин при Юриче прибавил, прикинь как Кузя всех во втором круге рвать будет!

#8 SkyDiver 17:26 08.07.11

А про Макса Ромащенко и словом не обмолвился... Как будто и нет человека. А на мой взгляд он лучший в Динамо... Слава богу, что хоть с Юнузовича опалу снял... Удивило что Кузьмичев составляет костяк команды!!!! Ну да ладно. ГЛАВНОЕ РЕЗУЛЬТАТ. Будет результат простим ВСЁ... Удачи всем в составе Динамо!!!

#7 shaitanama 16:32 08.07.11

Верим в команду!

#6 ЗаДинамо 16:23 08.07.11

Хорошая статья! Удачи нам!

#5 DiNaMiK 16:20 08.07.11

Давай Валера,мы в вас верим

#4 HeLiX 16:18 08.07.11

Хорошее интервью